Как египтяне стали православными
Термин "копт", по мнению исследователей, восходит к слову "кубт" - это арабская транскрипция греческого "египтянин". Так мусульмане, вторгшиеся в Египет в 614 году нашей эры, называли все местное население, большую часть которого на тот момент составляли христиане.
Логично, что Рим увидел в христианстве серьезное препятствие своему владычеству: первые систематические гонения на христиан начались уже около 250 года. От христиан требовали демонстрации приверженности языческому культу. Отказавшихся заключали в темницу, жестоко казнили, иногда используя для этого разъяренных животных.
В 311 году императора Галерея поразил тяжелый недуг и все мольбы, возносимые им языческому богу, не получали отклика. Тогда он ухватился, что называется, за соломинку и указом разрешил всем христианам молиться Господу, но с условием, что те будут просить высшие силы о выздоровлении правителя. Молитвы не возымели действия, император скончался, но указ "дал зеленый свет" христианству в Египте, и к середине IV века оно приобрело статус законной религии.
За официальным признанием, как водится, последовал раскол - церковь начала борьбу с разного рода еретическими ответвлениями. Конец богословским разногласиям положил арабский халиф Омар Амр ибн аль-Ас, в 641году завоевавший Египет. Для арабов-мусульман все без исключения христиане были "неверными".
Позднее многие копты, опасаясь за жизнь своих семей, приняли мусульманство. Мужчины были обязаны носить на шее тяжелый деревянный крест, а с патриаршего собора в Каире слышны были мусульманские молитвы.
В 1250 году власть в Египте захватили турки-мамлюки. Это был странный период для коптов: времена, когда к ним относились терпимо, чередовались с, фактически, истреблением. Египтолог Елена Толмачева приводит такой показательный пример: священнослужители из коптской церкви Богородицы в Старом Каире находились в приятельских отношениях с мусульманами из расположенной неподалеку мечети, даже позаимствовали у тех светильники для проведения богослужения. Вместе с тем всего через несколько лет началось массовое истребление коптов, которых обвинили во всех мыслимых и немыслимых грехах. Даже в стихийных бедствиях, обрушившихся на Египет. Итогом стало то, что к XIV-XV векам копты составляли лишь двенадцатую часть населения страны.
Начавшийся в 1801 году колониальный период Египта (в это время Наполеон уступил Египет англичанам) положил начало новой эпохе коптской церкви. Ее возрождения приходится на середину XIX века.
В XIX веке копты приняли заметное участие в формировании административного аппарата страны. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли главную роль в торговле, промышленности и землевладении. Сегодня коптов можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства, проживающего преимущественно в Верхнем Египте.
Несмотря на то, что современные христиане в Египте обладают теми же правами, что и мусульмане, сами копты говорят о трудностях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: например, им сложнее пробиться на руководящую должность, невозможно попасть в высшие эшелоны вооруженных сил.
При кажущемся благополучии, случаи гонений на коптов в Египте фиксируются даже сегодня. Желающие избежать преследования христиане уезжают, как правило, в Канаду и Австралию: в этих странах как нигде в другом месте сильны коптские общины (около 2 процентов от общей численности египетских христиан).
Современный язык коптов используется для расшифровки древнеегипетских папирусов, поскольку он сохранил элементы греческого и древнеегипетского языков. Еще с начала нашей эпохи иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали именовать коптским. И хотя в качестве разговорного он не употребляется уже лет триста, священные книги коптов печатаются не только на арабском, да и на коптском языке.
Святая земля Египетская на протяжении столетий привлекала всех интересующихся истоками православия, ставшего одним из стержней русской культуры.
В статье филолога-русиста и исследователя культуры христианства Востока Никиты Мещерского "Египетские имена в славяно-русских месяцесловах" приводятся примеры египетского происхождения православных русских имен. Так, ушедшее из обихода, но сохранившееся в русской фамилии, имя Онуфрий с древнеегипетского переводится как "Постоянно находящийся в состоянии благости" - один из эпитетов бога Осириса. Имя Пафнутий в коптском языке имеет значение "Тот, кто принадлежит богу". Девушки с прекрасным именем Сусанна и не подозревают, что в переводе с древнеегипетского и коптского оно означает "цветок лилии". Таисия переводится с коптского как "принадлежащая Исиде".
Общность культур видна и в иконописных изображениях святых. Яркий тому пример - икона XVI века из Чудова монастыря: на ней изображен святой Христофор, как водится, в доспехах и с копьем, но - с песьей головой. В Византийском музее Афин хранится практически идентичное изображение Псеглавца.
В культуре коптов вообще довольно часто античные формы сочетаются с христианской символикой. По данным ученых, на одной из стел Коптского музея в Каире изображена небольшая лодка - отголосок древнейших представлений о странствии умершего по небесному Нилу в ладье солнечного бога Ра.
Копты - верующая нация. По воскресеньям они ходят в церковь всей семьей, не пропускают и христианские праздники. Добрачная жизнь у коптов запрещена. Жених и невеста обязательно венчаются в церкви. При этом развод вероятен лишь в случае доказательства супружеской измены. Хотя, признание брака недействительным возможно при обращении одного из супругов в другую религию.
Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка.
Коптские церкви убраны довольно просто. Например, в патриаршем соборе Святого Марка в Каире - беленые стены без фресок. Основная часть иконостаса - резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Кстати, коптская иконопись особая: фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются. В целом изображения немного напоминают наивные детские рисунки.
В настоящее время большинство богослужений совершается на арабском языке, но известные молитвы читаются на коптском. Священные книги, как правило, печатаются на двух языках параллельными текстами.
Общавшиеся с коптами россияне отмечают одну любопытную деталь: у многих египетских христиан на руке есть татуировка в виде небольшого креста. По словам самих коптов, они делают ее для того, чтобы в случае гибели - например, в ДТП - их тела были погребены в соответствии с христианской традицией, а не с мусульманской.
Свежие комментарии