В письме к министру Земледелия и Государственных Имуществ А. С. Ермолову Николай Васильевич Верещагин сообщал в 1898 году: «Для того, чтобы объяснить, почему я занялся молочным хозяйством и притом не частным делом, а общественным, прошу позволения обратиться к тому времени, когда мне пришлось начать заниматься сельским хозяйством. По образованию моряк, я при всем желании не мог приучить себя переносить качку и из офицерских классов Морского корпуса перешел в Петербургский университет. Здесь, на естественном факультете я, между прочим, посещал лекции профессора Советова и в его горячей проповеди о травосеянии видел одну из лучших гарантий для обеспечения нашего скотоводства кормовыми средствами. Мне уже тогда рисовалось, как жителю одной из северных губерний — Новгородской, что только усиленные заботы об улучшении скотоводства могут поддержать наше хозяйство». (I).*
Николай Васильевич родился 13 октября (25 октября) 1839 года в д. Пертовке Череповецкого уезда в дворянской семье, владевшей поместьями в Новгородской и Вологодской губерниях.
Дом в деревне Пертовке
На берегу реки Шексны прошло его детство. В 8 лет он был отдан в Петербургский Морской кадетский корпус. Из офицерских классов корпуса перешел в Петербургский университет на факультет естественных наук.
Николай Васильевич Верещагин | «До выступления в 1864 г. Н. В. Верещагина на поприще русского сельского хозяйства в России почти не существовало молочного хозяйства и русского молочного скотоводства. В начале 60-х годов Н. В. Верещагин впервые обратил внимание на скотоводство и молочное хозяйство, видя в них главнейшую основу русского, а в особенности, северного хозяйства. Он понял, что взамен из года в год падающего зернового хозяйства следует дать хозяйство, производящее более ценные, на внутреннем и мировом рынках, продукты — молоко, сыр, масло, мясо и пр., и, убедившись в верности этого взгляда, он со всем пылом своей души и увлечением отдался делу, которое, как жизнь показала, не обмануло его», - так говорил в 1907 году ученик и соратник Н. В. Верещагина А. А. Калантар. (VI, 175). |
«Когда я посоветовался с отцом, - писал Николай Васильевич, - то услышал от него такой совет, что для успеха дела предварительно самому следовало бы изучить сыроварение». В соседней, Вологодской губернии, всего в 120 верстах от имения Верещагиных была сыроварня. Швейцарец, который ее содержал, сначала согласился учить молодого человека варить сыр, а потом отказался, отговариваясь: «Научи вас, русских, делать сыры, нам, швейцарцам, делать будет нечего». Пришлось искать другое место. В Царском Селе под Петербургом был мастер-сыродел Лебедев, но у него сыр выходил неважный, со множеством очень мелких глазков: сам Лебедев жаловался, что швейцарец обучил его кое-как, не желая раскрывать секретов производства.
В 1865 году по совету своего младшего брата — художника В. В. Верещагина Николай Васильевич поехал в Швейцарию, т. к. там в горах из производства сыров секретов не делали. Здесь он впервые увидел артельную сыроварню, куда крестьяне сдавали молоко и потом делили между собой доходы, получаемые от продажи сыра. Это давало им возможность лучше содержать свой скот, от чего коровы были крупнее, давали больше молока. Мысль организовать у себя на родине такие же сыроварни настолько увлекла Николая Васильевича, что он уже не думает о производстве сыра только в своем имении, он весь во власти проектов: положить начало производству высокосортных молочных продуктов.
В Швейцарии Николай Васильевич пробыл полгода. По возвращении в Петербург он узнает, что в Императорском Вольно-Экономическом обществе имеется капитал, пожертвованный Яковлевым и Мордвиновым (то ли заводчиками, то ли помещиками) для улучшения хозяйства в Тверской губернии, и часть средств этого капитала может быть выделена для развития молочного хозяйства. Николай Васильевич понимал, что в Вологодской и Ярославской губерниях более благодатная почва для осуществления его замыслов, но, попав в Тверскую губернию, проработал здесь до конца своих дней.
«Николай Васильевич поселился в Тверском уезде, в местечке Александровка, и открыл первую сыроварню в селе Отроковичи при маленькой поддержке Вольно-Экономического общества для приобретения необходимого инвентаря. Маленькая сыроварня и чарующее обращение самого «сырника» и молодой «сырницы», супруги Николая Васильевича, уважаемой Татьяны Ивановны, быстро завоевало к ним симпатии крестьян не только этих пунктов, но и более отдаленных сел и деревень». (VII, 272).
Н. В. Верещагин с женой Татьяной Ивановной и сыном Кузьмой
Первая крестьянская артельная сыроварня в селе Отроковичи была организована 19 марта 1866 года. В этом же году сыроваренный завод на артельных началах открылся в Видогощах, в семи верстах от Отроковичей, где вырабатывались голландский и швейцарский сыры. К 1870 году в Тверской губернии действовали уже 11 артельных сыроварен, созданных Н. В. Верещагиным.
Большую помощь Верещагину в создании артельных сыроварен оказали Владимир Иванович Бландов и Григорий Александрович Бирюлев — сослуживцы Верещагина по флоту. Для изучения дела он посылает за свой счет первого в Голландию, второго в Швейцарию. По их возвращении они втроем объезжают все уездные земские собрания в Ярославской губернии. Добиваются субсидий на устройство сыроварен в Вологодской и Новгородской губерниях. В 1870 году были организованы первые две артели в Ярославской губернии — в селах Палкино и Коприно Рыбинского уезда. В течение трех лет с 1872 года в Ярославской губернии создано 17 сыроваренных артелей. По инициативе Николая Васильевича молочное производство на артельных началах стало развиваться также в Сибири и на Северном Кавказе. В 1906 году в горах Северного Кавказа действовало уже 10 артельных сыроварен.
В. И. Бландов - соратник Н. В. Верещагина
В своем письме «Его Императорскому Величеству» Н. В. Верещагин утверждал: «Наш Кавказ по своим горным пастбищам, обилию воды и др. условиям, напоминающим Швейцарию, мог бы при большом внимании и содействии зарождавшемуся здесь швейцарскому сыроварению, не только удовлетворить внутренний спрос, но, быть может, отправлять немалое количество своего сыра за границу». (II).
Но то, что было легко и просто в налаженных условиях швейцарского сыроварения, оказалось не таким простым в условиях русской сельской жизни. Как пишет Верещагин: «Затруднения открылись, можно сказать, по всей линии». Часто крестьяне приносили молоко в грязной посуде, а технология приготовления швейцарского сыра требует особенной чистоты. Молоко приносили не всегда доброкачественное — от больных коров, разбавленное водой, поэтому пришлось устраивать химические лаборатории. Наконец, надо было думать и о создании специальной школы.
Много хлопот было и с доставкой сыра и масла по железным дорогам. Продукты перевозились в товарных поездах (остановки в пути длились по нескольку суток) и приходили на рынок часто испорченными. К довершению всех этих затруднений у Верещагина многие сомневались, возможно ли при русском скоте, который они называли «тасканки» и «горемычки», думать о молочном хозяйстве.
Но среди передовой интеллигенции нашлись люди, которые отозвались на идеи Н. В. Верещагина. Среди них был профессор химии Д. И. Менделеев. Дмитрий Иванович вместе с Н. В. Верещагиным объехали все созданные сыроварни, и в 1868 году Менделеев написал отзыв о них Императорскому Вольно-Экономическому обществу. Он отмечал, что для внедрения улучшенного молочного хозяйства в России необходимо основать школу на 50 учеников где-нибудь на Волге. Ежегодный бюджет ее не превысит 25 тысяч рублей.
Д. И. Менделеев и Н. В. Верещагин в Едимонове в 1869 г.
Рисунок В. И. Бландова
В течение двух лет Н. В. Верещагин добивался создания в России школы по подготовке мастеров и специалистов-организаторов молочного хозяйства. Наконец, в 1871 году с разрешения Министерства Земледелия и Государственных Имуществ, в селе Едимоново Корчевского уезда Тверской губернии была открыта первая в России школа молочного хозяйства. Директором ее был назначен Н. В. Верещагин.
В Едимоновскую школу принимались люди любого сословия. «Весь уклад школы выражался как бы в форме трудового братства, и первым братом каждому был сам Николай Васильевич. В час досуга, перед вечерней дойкой, выходили ученицы на широкое крыльцо своего общежития, садились и пели хоровые песни, к ним присоединялись ученики, и нередко можно было видеть и самого Николая Васильевича, иногда с супругой, присоседившихся на ступеньках крыльца и подпевавших хору. Кто не вспомнит этого открытого, выразительного, смелого, влекущего к себе лица Николая Васильевича, встречающего каждого каким-либо приветливым словом...». (VII, 371).
Николай Васильевич был истинным руководителем школы, он первым поднимался с постели, шел будить квартировавших в селе учеников для утренней дойки, при всех работах по возможности присутствовал сам и последним уходил после вечерних работ. А сколько лиц перебывало под гостеприимным кровом Николая Васильевича и за два-три дня пребывания у него получали громадный запас знаний, добыть которые на Западе требуется немало усилий, рекомендаций, протекций и пр. А какую громадную неоценимую пользу принес Николай Васильевич участием своей школы, своей мастерской принадлежностей молочного хозяйства и, главное, своей деятельностью на разных выставках, где в его отделе главным образом только и толпился народ, слушая его образные проникновенные объяснения.
Н. В. Верещагин с семьей. 1905 г.
Н. В. Верещагин является создателем особого сорта сливочного масла с приятным ореховым вкусом, изготовлявшегося из кипяченых сливок и получившего название «Вологодское масло». За высокое качество молочных продуктов, выработанных на артельных крестьянских молочных заводах, на Тверской сельскохозяйственной выставке в 1867 году и на мануфактурной выставке в Петербурге в 1870 году Н. В. Верещагин награжден двумя золотыми медалями.
Стремясь скорее рассекретить технологию производства молочных и других продуктов, Н. В. Верещагин поставил дело так, что существовавшие при школе производства были укомплектованы преимущественно русскими мастерами. Все это сделало Едимоновскую школу весьма популярной в стране.
Школа просуществовала до 1898 года, выпустив к этому времени около 1200 мастеров молочного хозяйства. Некоторые из них стали крупными специалистами, сыгравшими большую роль в развитии отечественного животноводства и молочного дела: А. А. Калантар, О. И. Ивашкевич, М. Н. Окулич, А. А. Попов и другие.
Николай Васильевич понимал, что молочное производство в России может успешно развиваться только при наличии своих, отечественных кадров средней и высшей квалификации. Поэтому еще в 90-е годы выдвигал идею создания специальных высших учебных заведений для подготовки кадров высшей квалификации для всех отраслей сельского хозяйства. В том, что в Вологде в 1911 году открылся первый в России в области молочного хозяйства институт — немалая заслуга Н. В. Верещагина.
О значении деятельности Н. В. Верещагина-кооператора рассказывал красочный плакат с портретами выдающихся деятелей кооперативного движения в России, выпущенный в 1921 году. Об этом вспоминает внук Николая Васильевича — профессор Н. К. Верещагин: «Я хорошо помню, как отец с его знакомыми череповецкими деятелями рассматривали этот плакат. Там были портреты (в овалах) Чернышевского, Хипчука, Верещагина. Под портретом деда была подпись: «Отец русской кооперации».
Было бы ошибкой ограничивать заслуги Н. В. Верещагина только организацией артельного сыроделия и маслоделия и созданием отечественных кадров сыроделов и маслоделов. Не менее велики его заслуги в области подбора высокопродуктивных коров из русского местного скота.
О результатах почти сорокалетней деятельности Н. В. Верещагина красноречиво говорят данные, приведенные Аветисом Айрапетовичем Калантаром в речи на заседании совета Московского общества сельского хозяйства 2 мая 1907 года, посвященного памяти Н. В. Верещагина:
— экспорт сливочного масла в 1897 году составил 529 тысяч пудов на сумму 5 миллионов рублей (до этого экспорт почти отсутствовал);
— 1900 год — 1189 тысяч пудов на сумму в 13 миллионов рублей;
— 1905 год — экспорт возрос до 2,5 миллиона пудов на сумму 30 миллионов рублей;
— 1906 год — 3 миллиона пудов на сумму 44 миллиона рублей.
Наряду с общественно-производственной и педагогической деятельностью Н. В. Верещагин занимался большой литературной работой. Им написано около 60 научных и научно-популярных работ и статей по вопросам сельского хозяйства. Многие из его работ не потеряли своего глубокого значения и теперь.
Профессор тимирязевской сельскохозяйственной академии А. А. Калантар писал:«3аслуги Н. В. Верещагина в области молочного хозяйства и скотоводства велики, он отец и создатель нашего молочного дела, и до тех пор, пока будет существовать это производство, его имя будет вспоминаться с благодарностью и уважением».
В г. Череповце, на родине Николая Васильевича в 1984 г. открыт мемориальный Дом-музей Верещагиных, где часть экспозиции посвящена этому замечательному человеку.
Свежие комментарии