В Отечественной войне 1812 г. и в Заграничном походе 1813—1814 гг. в составе российской армии наряду с регулярными частями воевала иррегулярная конница — казаки, башкиры, астраханские и волжские калмыки, мишари, тептяри, крымские татары. Сравнение общего количества иррегулярных полков показывает, что после донских казаков наиболее массовым компонентом русской иррегулярной конницы были башкиры. Присутствие национальных частей отражено как в мемуарах участников боевых действий с обеих сторон, так и в изобразительном искусстве. Здесь нужно отметить, что в большой массе работ, посвященных батальным сценам с участием иррегулярной кавалерии, вместе с казаками, как правило, изображались башкиры, меньше калмыки, еще меньше крымские татары.
Узнав о военных действиях, сотни казахских джигиитов изъявили желание войти в состав народных ополчений и постоянных воинских частей, которые были организованы в Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберезовской волостях. Накануне войны такие части располагались по Иртышской военной линиии, между Бухтарминской и Омской крепостями. Полки Иртышской лини в августе 1812 г. приняли участие в сражении под Бородино В составе русских войск принимали участие и казахские джигиты. За героизм проявленный в Бородинском сражении, казахский воин Майлыбай-улы был награжден серебряной медалью, а старшина первого тептярского полка Карынбай Зындагул-улы - медалью на голубой ленте. В сражениях под деревнями Малаево болото и Левия 27 июля 1812 г. отличились казахские воины Мурат Кулшоран улы и Ериш Азамат улы, им был присвоен чин хорунжего.
В сражениях при Рамоново героически сражались конные воины Боранбай Шуашабай-улы и есаул Ыксан Аубакир-улы. За героизм в сражении под Вязьмой есаул первого тептярского полка Сагит Хамит-улы был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
Сражавшийся в составе Башкирского полка казах Нарынбай Жанжигит-улы за проявленные героизм, стал полным кавалером ордена Георгия. В составе башкирского полка сражался и воин-поэт Амен Байбатыр-улы. Жанжигит-улы и Байбатыр-улы, участвовавшие в штурме городов Лейпциг и Глогау, затем присоединились к русским военным частям, направленным генералом Беннигсеном для разгрома французских отрядов, отступивших к городу Эрфурту. Воины этого полка 18 марта 1814 года одними из первых вошли в столицу Франции.
Выходец из младшего жуза, крещеный казах Яков(Жакуп) Беляков, в составе третьего Оренбургского полка принимал участие и в русско-турецкой войне, получив награду из рук Кутузова.
Третий Оренбургский казачий полк Белякова был в авангарде войск Беннигсена, позже действовал в составе партизанского корпуса Сеславина, участвовал в сражениях под Лейпцигом, Веймаром, Ганау, Мезьере, Ла Ротьере.
Из текста правда не совсем понятно, но Беляков командовал Третим Оренбургским полком.
В общем, своих наицональных формирований не было, но много казахов сражалось в составе казачьих и башкирских частей.
http://history.scps.ru/table/Viewer.asp?ta...my_1812_3&id=11
КОННЫЙ КАЗАХ
"Не токмо стародавние сыны России, - писал участник событий 1812 года С. Н. Глинка, - но и народы кочующие, и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую".
Киргизы, или киргиз-кайсаки (так в XIX веке называли казахов), двинули из степей свои многочисленные конные отряды. Одетые R национальные боевые костюмы, вооруженные пиками, луками, саблями, фитильными ружьями, они пришли на помощь русской армии, внеся свой посильный "клад в изгнание из России наполеоновских войск. Народы Поволжья и Приуралья дали армии 25 тысяч бойцов. Стихийное формирование ополченских отрядов из добровольцев шло и в Сибири. Крестьяне Абалакского комиссарства Тобольской губернии вынесли на сходе приговор: "Единогласно и совокупно желаем к поднятию оружия противу бодрствующего врага". В газете "Северная почта" от 4 декабря 1812 года сообщалось: "Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сынами отечества, как и прочие сограждане во всем пространстве Российской империи".
Война действительно всколыхнула всю страну. Как писал А. И. Михайловский-Данилевский, историк и участник Отечественной войны: "Не осталось города и селения, где не разгоралась бы любовь к отечеству. Ждали только повеления идти поголовно. Все племена неизмеримой Российской империи слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия, веры, доказали, что все они, по чувствам, родные между собою".
(Мирза Мухаммед Хайдар, "Тарих-и Рашиди", XVI век)
Свежие комментарии