На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕРЕГИНЯ

42 подписчика

Свежие комментарии

Самые удивительные женщины

» …следуя за своими мужьями и продолжая супружескую с ними связь, они естественно сделаются причастными к их судьбе и потеряют прежнее звание, то есть будут уже признаваемы не иначе, как женами ссыльно-каторжных…» (Из предписания иркутскому  гражданскому губернатору).

До 14 декабря 1825 г. были женаты 23 декабриста.

После приговора и исполнения казни остались вдовами жены декабристов К. Рылеева и И. Поливанова, умершего в сентябре 1826 г.

11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь, а вместе с ними еще 7 женщин: матери и сестры сосланных декабристов.

Во время венчания у алтаря люди клянутся  быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И они были верны этой клятве.

Вот имена женщин, последовавших за своими мужьями, сосланными на каторжные работы в Сибирь:Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль), Мария Николаевна Волконская, Александра Ивановна Давыдова, Александра Васильевна Ентальцева, Камилла Петровна Ивашева, Александра Григорьевна Муравьева, Елизавета Петровна Нарышкина, Анна Васильевна Розен, Екатерина Ивановна Трубецкая, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Мария Казимировна Юшневская. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования…  Но объединяло их одно: они пожертвовали  всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии  декабристов  28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро (М. Волконская, П. Анненкова, Е. Нарышкина, А. Розен, Н. Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (М. Юшневская, А. Ентальцева, А. Давыдова).  А. Муравьева, К. Ивашева, Е. Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.

Мария Николаевна Волконская (1805-1863)

Мария Николаевна Волконская

Дело, вероятно, не в том, что она одной из первых отправилась за своим мужем-декабристом Сергеем Волконским в Сибирь. И не в том, что её боготворил Пушкин. И уж, понятно, не в том, что она оставила интересные записки, рассказывающие о ссылке и каторге. А может быть, разгадка её популярности в словах собственного отца о своей дочери: «Я не знал женщины более замечательной». Генерал Раевский был скуп на похвалы и сентиментальные чувства. Когда-то в памятном 1812 году он бросил совсем юных мальчиков, собственных сыновей, на самый опасный участок войны. Дочь тоже воспитывали в строгости и послушании… 

До декабрьского восстания 1825 года Мария видела мужа всего лишь три месяца из совместно прожитого года. Она не произнесла ни одного слова обиды, когда муж отвёз рожать Марию в «медвежий угол» к её родителям в деревню, где до ближайшего врача было 15 вёрст. Пережив тяжёлые роды, Волконская немедленно стала интересоваться судьбой своего супруга и, узнав, что он арестован, отправилась в Петербург. О силе её характера можно судить по тому, что она уехала с сильной болью в ноге и с младенцем на руках.

Её подвижничество тем удивительнее, что оно не было продиктовано никакой конкретной целью — Мария не испытывала большой любви к мужу, не разделяла и не понимала она и политических взглядов декабристов, с большим пиететом относилась к существующей власти и даже боготворила милосердие Николая I. Её самопожертвование продиктовано высочайшими ценностями, воспринятыми ею из книг и героических примеров. Не зря, приехав в столицу, первое, о чём она справилась у знакомых, — не был ли её муж замешан в заурядных махинациях или авантюрах с государственными деньгами. Она брезгала всем мелким, пошлым, нечистоплотным. Порядочность, честь, долг, возвышенные идеалы — вот её ценности. Вероятно, она подсознательно радовалась, что судьба дала её поколению испытание на прочность, что жизнь женщины их круга наконец-то вышла из тесного мирка балов, сплетен и пустых мечтаний.

Боялась ли Мария трудностей в Сибири? Конечно, невозможно себе представить человека, сколь романтичным бы он ни был, не страшащегося неизвестности и обречённости. Волконская же отправлялась на каторгу мужа надолго, скорее, навсегда, совершенно не представляя, что её там ждёт. На что она надеялась? Только на себя, на свои неоперившиеся ценности, на веру в доброту. Можно сказать, что она представляла жизнь гораздо лучше, чем она есть на самом деле. И чудо!.. Жизнь стала таковой. 

Следом за отправившейся в путь Марией Николай I выслал гонца с бумагами, в которых предписывались самые строгие меры для жён декабристов. Власть хотела сломить строптивых. Женщины теряли свои дворянские права, и государство более не отвечало не только за их безопасность, но и человеческое достоинство. Что было страшнее для этих моралисток? Может быть, только то, что тяжёлым бременем ложилось на их материнские плечи — дети, прижитые в Сибири, «поступали в казённые крестьяне». 

Потрясённый Сергей, увидев жену в тесном каземате благодатского рудника, бросился к Марии, но она опустилась на колени и прежде, чем обнять мужа, поцеловала его кандалы. В этот поступок вместился весь смысл её жизни, смысл жизни женщин её поколения. Слабый пол переставал быть только тенью своих мужей, он вступал на путь общественного самосознания, на путь активного участия в происходящем. Можно спорить о пользе и необходимости свободы женщины, но то, что эмансипация в России начиналась со «слабеньких барынек — декабристок», не вызывает сомнений. 

Женщины, приехавшие в Сибирь, скоро выросли из безропотно молчащих пленниц. Они с энтузиазмом отстаивали права не только своих мужей, но и вообще всех бесправных узников. Однажды Волконская увидела, что заключённые выходят из тюрьмы, едва прикрыв свою наготу: без рубашек, в одном исподнем бельё. Тогда Мария купила холста и заказала несчастным одежду. Начальник рудников, узнав об этой вольности, рассердился: «Вы не имеете права раздавать рубашки; вы можете облегчать нищету, раздавая по 5 или 10 копеек нищим, но не одевать людей, находящихся на иждивении правительства». Волконская парировала: «В таком случае, милостивый государь, прикажите сами их одеть, так как я не привыкла видеть полуголых людей на улице». Начальнику пришлось извиняться за слишком резкий тон. Мария настолько высоко несла чувство собственного достоинства, что среди отбросов общества, годами селекционированных в Сибири — убийц, пройдох, насильников — никто ни разу не позволил дурно обойтись с нею, хотя единственной защитой была только она сама, слабая бывшая княгиня.

При всей силе духа Волконской поражает её стремление остаться женщиной. Порой доходило до парадокса, словно общественный долг велел поступать ей как бесполому существу, а природа расставляла все по своим местам. В Петровском Заводе они добились от начальства разрешения на проживание прямо в камерах мужей. Долго боролись (даже писали письма в столицу) за то, чтобы в стенах, наконец, пробили маленькие окошечки. Мария купила крестьянскую избу для своей девушки и человека, приходила туда привести себя в порядок — причесаться, помыться, одеться. В камере же она сама обтянула стены шёлковой материей, поставила пианино, шкаф с книгами, два дивана. «Словом, — писала она, — было почти что нарядно». 

Волконским повезло, они всё-таки дожили до освобождения из ссылки. Из Сибири Мария Николаевна вернулась в 1855 году. Перед смертью она написала знаменитые «Записки», полагая своими читателями детей и внуков. Но молва о существовании воспоминаний распространилась быстро. Первым пожелал ознакомиться с записками Н. Некрасов, задумавший поэму о подвиге русских женщин. Он обратился к сыну Волконской, однако Михаил Сергеевич, не желая предавать огласке воспоминания матери, с трудом согласился прочитать поэту часть текста. Только в 1904 году «Записки» были опубликованы и поразили читателей глубокой порядочностью и скромностью автора.                                                                                                                      

Екатерина Ивановна Трубецкая (1800-1854)

В Париже в 1819 году она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. По всеобщим отзывам, была она некрасива и полновата, но обладала приятным голосом, а главное – чаровала выражением лица и обращением. Трубецкой был на десять лет старше нее, знатен, богат и умен, прошел войну 1812 года и заграничные походы, имел виды на карьеру и дослужился до гвардии полковника. Детей у них не было, княгиня лечилась от бесплодия. В сентябре 1821 года супруги вернулись в Россию, поселились в доме Лавалей, вели великосветскую жизнь.

Накануне 14 декабря Трубецкой был избран диктатором (вождем) восстания, но на площадь не явился. Тем не менее на следствии материала на него набралось столько, что в июле 1826 года он был приговорен к смертной казни через отсечение головы. Но обошлось каторжными работами, навечно. Екатерине Ивановне Трубецкой первой из 19 героических жён декабристов удалось получить разрешение выехать в Сибирь.

Она добралась до Иркутска в начале сентября 1826 года. Там ей пришлось остаться на 5 месяцев. Губернатор Иркутска Цейдлер получил директиву вернуть Екатерину Ивановну обратно. Он её очень долго уговаривал возвратиться, рассказывал о чрезвычайно трудной и длинной дороге на каторгу - «верст до восьмисот», «опасная езда», суровом климате тех мест. Призывал к ее гордости, ее самолюбию, говорил, что муж не думал о ней, когда согласился на участие в восстании. На это княгиня Трубецкая отвечала, что «я не жалкая раба», муж забыл меня не ради другой женщины, «к родине любовь соперница моя», «ему ... простила я». Последним аргументом губернатора было то, что княгиня должна пойти по этапу вместе с другими каторжниками. Княгиня мужественно и твердо согласилась принять всё.

Трубецкие прожили вместе всю ссылку, после столичного бесплодия теперь, в Сибири, Бог послал им детей. Вырастили детей, выдали замуж дочек. Под конец перебрались в Иркутск, где их дом стал одним из центров местного света. Екатерина Ивановна умерла в Иркутске в конце 1854 года, немного не дожив до амнистии. Сергей Петрович пережил ее на шесть лет.                

РОЗЕН Анна Васильевна. Анна Васильевна (1797-1883). Из дворянской семьи. Отец - директор Царскосельского лицея Василий Федорович Малиновский, мать - Софья Андреевна Самборская (дочь известного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского). Жена А.Е. Розена, последовала за мужем в Сибирь, прибыла к мужу в деревню Ононский Бор близ Верхнеудинска во время перехода декабристов в Петровский завод. Дети: вгений, Василий, Владимир, Андрей, Анна, Софья.

ОЗЕН Анна Васильевна. Анна Васильевна (1797-1883). Из дворянской семьи. Отец - директор Царскосельского лицея Василий Федорович Малиновский, мать - Софья Андреевна Самборская (дочь известного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского). Жена А.Е. Розена, последовала за мужем в Сибирь, прибыла к мужу в деревню Ононский Бор близ Верхнеудинска во время перехода декабристов в Петровский завод. Дети: Евгений, Василий, Владимир, Андрей, Анна, Софья. Сыновья, рожденные в Сибири, на Кавказе были определены в Грузинский дворянский батальон военных кантонистов под фамилией Розеновых. По амнистии 1856 года детям возвращена фамилия и титул отца.                                                         

Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1876)

 Когда Анненков был отправлен в Сибирь, она сумела добиться разрешения следовать за ним и там обвенчаться. Ни уговоры матери Анненкова, успевшей привязаться к своей будущей невестке и подарить ей дом в Москве, ни трудности зимней дороги и жизни в сибирской глуши не могли удержать самоотверженную женщину. Осенью 1827 г. во время больших маневров в Вязьме Полина лично подала императору Николаю прошение — и он, тронутый любовью и преданностью молодой француженки, не только разрешил ей ехать в Читу, но и повелел выдать на дорогу 3000 рублей.

 4 апреля 1828 г. в церкви Читинского острога происходило венчание; жених был приведен в церковь в кандалах, которые сняли на паперти. По окончании обряда оковы снова были надеты, и молодой отведен в острог. В год свадьбы супруги были обрадованы высочайшей милостью: дочери их даровали фамилию Анненкова, однако “без других прав по роду и наследию, законами определенных”, и “найденные в имуществе Анненкова 60000 рублей истребованы были обратно от наследников его и отданы жене его ”.

 Невзгоды и лишения жизни в ссылке не изменили веселого и подвижного характера молодой женщины, благотворно влиявшей на меланхолический, отчасти мрачный характер ее мужа. Ко времени возвращения в 1857 г. из ссылки в Нижний Новгород из 18 родившихся в Сибири детей Анненковых остались в живых шестеро. В 1860 г. Прасковья" Егоровна продиктовала по-французски своей дочери записки, доведенные до 1830 г. Записки эти полны интереса и сообщают любопытные черты из жизни декабристов в Сибири.

 Вместе со своим любимым супругом Полина Анненкова-Гебль похоронена на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.                                          

Александра Григорьевна Муравьева (1804-1832)                

Декабристы называли Александру Муравьеву своим ангелом-хранителем. В ней действительно было что-то поэтически-возвышенное, хотя и была она простодушна и необыкновенно естественна в отношениях с людьми.

Она была дочерью действительного тайного советника Григория Ивановича Чернышева и сестрой декабриста З.Г. Чернышева. Жена Никиты Муравьева.

Когда мужа арестовали, она ждала третьего ребёнка, но решила следовать за мужем, получила разрешение 26 октября 1826 г. Оставив у свекрови троих малолетних детей, отправилась в Сибирь. Проездом в Москве виделась с  Пушкиным, который передал ей свои стихи, адресованные декабристам, «Во глубине сибирских руд…» и послание к И. Пущину  («Мой первый друг, мой друг бесценный…».

Александра Григорьевна прибыла в Читинский острог в феврале 1827 года. Как могла, скрашивала она жизнь не только своего мужа, но и остальных декабристов. В Сибири у них родилось трое детей, но выжила только одна дочь Софья.

Умерла она в Петровском заводе, ей было всего 28 лет.

Над могилой А. Муравьёвой муж построил часовню, в которой, говорят, светилась неугасимая лампада еще 37 лет после ее смерти.

Александра Ивановна Давыдова (1802-1895)

 

Об этой женщине известно меньше всех. Она была дочерью губернского секретаря И.А. Потапова. Необыкновенно кроткая и милая, она была пленена раз и навсегда лейб-гусаром, весельчаком и остроумцем Василием Давыдовым. Усадьба Давыдовых в Каменке Киевской губернии была их родовым имением, с которым связаны  имена многих декабристов, Пушкина, Раевского, генерала Орлова, Чайковского. Василий Львович Давыдов, отставной полковник, участник Отечественной войны 1812 года, был  членом тайного Южного общества, председателем Каменской управы Тульчинской Думы. В его доме и жила Александра, но обвенчались они только в 1825 г., когда у них родился пятый ребенок.

Когда Василий Давыдов был осужден по I разряду и отправлен на каторгу, ей было всего 23 года и уже шестеро детей, но она приняла решение следовать за мужем в Сибирь. «Невинная жена, следуя за мужем-преступником в Сибирь, должна оставаться там до конца». Александра Ивановна решилась на это и, разместив детей у родных, отправилась в путь. Она одна понимала и чувствовала, что ее весельчак муж очень нуждается в ней, т.к. вынесенный приговор сломил его. Позже он писал детям: «Без нее меня уже не было бы на свете. Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кротость, безропотность, с которою она несет свою полную лишений и трудов жизнь, дала мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения».

Она прибыла в Читинский острог в марте 1828 г. В Чите и в Петровском заводе у них родилось еще четверо детей, а позже, на поселении в Красноярске, еще трое. Семья Давыдовых была одной из самых многодетных семей декабристов.

Давыдов умер в октябре 1855 г. в Сибири, не дожив до амнистии, которой смогла воспользоваться уже только его семья. А Александра Ивановна вернулась в Каменку. Там в 60-х годах познакомился с ней П.И. Чайковский, который часто бывал в Каменке у своей сестры, бывшей замужем за сыном Давыдовых, Львом Васильевичем. И вот что писал П.И. Чайковский об Александре Ивановне: «Вся прелесть здешней жизни заключается в высоком нравственном достоинстве людей, живущих в Каменке, т.е. в семействе Давыдовых вообще. Глава этого семейства, старушка Александра Ивановна Давыдова, представляет одно из тех редких проявлений человеческого совершенства, которое с лихвой вознагражлает за многие разочарования, которые приходится испытывать в столкновениях с людьми.
Между прочим, это единственная оставшаяся в живых из тех жен декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь. Она была и в Чите, и в Петровском заводе и всю остальную жизнь до 1856 года провела в различных местах Сибири.
Все, что она перенесла и вытерпела там в первые годы своего пребывания в разных местах заключения вместе с мужем, поистине ужасно. Но зато она принесла с собой туда утешения и даже счастье для своего мужа. Теперь это уже слабеющая и близкая к концу старушка, доживающая последние дни среди семейства, которое глубоко чтит ее.
Я питаю глубокую привязанность и уважение к этой почтенной личности».

Александра Васильевна Ентальцева (1783-1858)

У нее была очень трудная судьба. Она рано лишилась родителей. Брак с декабристом А.В. Ентальцевым был для нее вторым. Герой Отечественной войны 1812 г., он был членом Союза благоденствия, а затем тайного Южного общества.

Арестован и осужден на 1 год каторжных работ и на поселение в Сибири. Александра Васильевна приехала за мужем в Читинский острог в 1827 г. Она была самой старшей из жен декабристов, ей было 44 года. Жила в доме вместе с Трубецкой и Волконской. В 1828 г. Ентальцева отправляют на поселение в город Березов Тобольской губернии. Жизнь их была очень сложной, материальной помощи ждать было неоткуда, затем их перевели в Ялуторовск. Еще в Березове, а после и в Ялуторовске на Ентальцева были сделаны ложные доносы, которые не подтвердились, но он должен был эти обвинения опровергать – все это подорвало его душевное здоровье, у него стали проявляться признаки психического заболевания, а в 1841 г. наступило полное помешательство. Он убегал из дома, сжигал все, что попадалось под руку, потом его частично парализовало… Все это время Александра Васильевна ухаживала за мужем и была ему верна. Так продолжалось 4 года.

Когда в 1845 г. муж умер, она попросила разрешения вернуться домой, но ей было отказано, она еще 10 лет прожила в Сибири и только после амнистии переехала в Москву.

До конца жизни она сохранила связь с декабристами, и они не оставляли ее.

Елизавета Петровна Нарышкина (1802-1867)

Н. Бестужев "Портрет Е.П. Нарышкиной"

Елизавета Петровна одной из первых принимает решение последовать за мужем в ссылку. Она обращается за разрешением к императрице Марии Фёдоровне, и, получив его, отправляется в Сибирь. Её дальний родственник декабрист Н. Лорер писал: «Елизавета Петровна Нарышкина, дочь Петра Петровича Коновницына, была фрейлиной при императрице Марии Федоровне и только год замужем. Узнав об участи её мужа, она тотчас же как милости просила письмом у императрицы, своей благодетельницы, позволения следовать за своим мужем, получила его и снесла крест свой до конца».[2]

В мае 1827 года Елизавета Нарышкина прибыла в Читинский острог, где прожила до 1830 года. 30 июня 1830 года супруги взяли на воспитание семимесячную девочку Ульяну Андреевну Чупятову. В 1830 году переехала вместе с мужем в Петровский Завод, в 1833 в в Курган Тобольской губернии, где их дом стал настоящим культурным центром. Михаил Михайлович и Елизавета Петровна уделяли много внимания благотворительной деятельности, помогали жителям города. Н. Лорер писал: «Семейство Нарышкиных было истинными благодетелями целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую, несмотря ни на какую погоду, Нарышкин брал с собою священника и ездил по деревням подавать последнее христианское утешение умирающим. Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народа, которому раздавали пищу, одежду и деньги». В 1837 году Курган посетил наследник престола Александр Николаевич в сопровождении В. А. Жуковского. Поэт позднее писал: «В Кургане я видел Нарышкину (дочь нашего храброго Коновницына)в Она глубоко тронула своей тихостью и благородною простотой в несчастии».

В 1838 году М. Нарышкина переводят рядовым на Кавказ. Вслед за ним едет и Елизавета Петровна. 25 сентября 1844 года он уволен от службы с обязательством безвыездно жить в с. Высоком Тульского уезда. Михаил Нарышкин скончался 2(14) января 1863 года. Декабрист Е. Оболенский написал в некрологе, опубликованном в газете «День»: «вОн вступил в супружество с графиней Елизаветой Петровной Коновницыной и в ней нашел ту полноту сочувствия, которая в жизни выражается полной гармонией в и стремлений, и цели жизненной, и надежд, и желаний. В этом сердечном союзе протекли многие и многие годы. И Кавказ с его грозными твердынями, и Сибирь с её пустынями, везде они были вместе, и везде их сердечная жизнь, восполняющая недостатки одного полнотою другого, выражалась в любви чистой, отражаемой во всем строе жизни».

После смерти мужа Елизавета Петровна Нарышкина поселилась в имении Гораи Опочецкого уезда у своей тетушки Марии Ивановны Лорер, урождённой Корсаковой. Скончалась Елизавета Петровна Нарышкина 11(23) декабря 1867 года и была похоронена в Донском монастыре вместе с мужем и единственной дочерью

Наталья Дмитриевна Фонвизина (1803-1869)

М. Знаменский "Наталья Дмитриевна Фонвизина"

Из дворянской семьи. В девичестве Апухтина.

Ее муж, генерал М.А. Фонвизин, был доставлен в Петропавловскую крепость в январе 1826 г. с царским напутствием: «Посадить, где лучше, но строго, и не давать видеться ни с кем». Отставной генерал-майор Фонвизин, член Северного общества декабристов, был осужден по IV разряду как виновный «в умысле на цареубийство согласием, в 1817 г. изъявленным, в участии в умысле бунта принятием в тайное общество членов». Местами поселения Фонвизиных были Енисейск, затем Красноярск, с 1838 г. – Тобольск.

Наталья Фонвизина в это время была беременна вторым ребенком, старшему сыну Дмитрию было 2 года. Она прибыла в Читу уже в 1827 г. «День для меня незабвенный — после горестной, продолжительной разлуки с другом моим Натальей я увидел ее и ожил душою; не помню, чтобы во все продолжение моей жизни я имел столь сладостные минуты, несмотря на то, что чувства наши были скованы присутствием постороннего человека. Господи! Благодарю тебя из глубины души моей!», – писал М.А. Фонвизин.

Она была младше мужа на 11 лет, но в духовном и нравственном отношении превосходила его. Это был незаурядная личность: в юности она пыталась бежать в монастырь, но затем резко поменяла взгляды и вышла замуж за своего двоюродного дядю. Ее характер сравнивают с характером пушкинской Татьяны Лариной, существует даже мнение о том, что именно она и послужила прообразом этой героини.

Она была очень религиозна, вскоре склонила к вере и мужа. Именно это сближало ее с Ф.М. Достоевским, с которым у нее была душевная и продолжительная переписка.

В 1834 г. Фонвизины уезжают на поселение в Курган, где уже жил декабрист Розен с семьей.

У Фонвизиных в Сибири родилось двое детей, но оба умерли. А оставшиеся старшие сыновья умерли в молодом возрасте (25 и 26 лет). Это было пережить очень тяжело. Наталья Дмитриевна находит утешение в помощи обездоленным, она помогает ссыльным полякам, петрашевцам деньгами, продуктами, теплыми вещами… В их семье воспитывались приемные дети: Мария Францева, Николай Знаменский и др.

В 1850 г. в Тобольске она добилась свидания в тюрьме с Ф. М. Достоевским, М. В. Петрашевским и другими петрашевцами. От Петрашевского она узнала, что её сын Дмитрий также принадлежал к кружку петрашевцев.

В 1853 г. Фонвизины возвращаются на родину и живут в имении брата Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург.

Здесь Фонвизин и умер в 1854 г., похоронен в Бронницах у городского собора.

В 1856 г. Н. Д. Фонвизина ездила в Тобольск, посещала Ялуторовск, где жил И. И. Пущин.

В 1856 г. по манифесту Александра II  Пущин был амнистирован, и в мае 1857 года в имении друга И. И. Пущина состоялся брак Пущина с Наталией Дмитриевной.

3 апреля 1859 года Пущин скончался, был похоронен вместе с Михаилом Александровичем Фонвизиным. После смерти Пущина Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву. В последние годы жизни была парализована. Умерла в 1869 г. Похоронена в бывшем Покровском монастыре.

Мария Казимировна Юшневская (1790-1863)

М.К. Юшневская

Жена декабриста  А.П. Юшневского с 1812 г. Из дворянской семьи. В девичестве Круликовская.

А.П. Юшневский был членом Южного тайного общества, был приговорен к I разряду на пожизненную каторгу.

В своем прошении следовать за мужем она пишет: «Для облегчения участи мужа моего повсюду последовать за ним хочу, для благополучия жизни моей мне больше теперь ничего не нужно, как только иметь счастье видеть его и разделить с ним все, что жестокая судьба предназначила… Прожив с ним 14 лет счастливейшей женой в свете, я хочу исполнить священнейший долг мой и разделить с ним его бедственное положение. По чувству и благодарности, какую я к нему имею, не только бы взяла охотно на себя все бедствия в мире и нищету, но охотно отдала бы жизнь мою, чтобы только облегчить участь его».

Прибыла Сибирь только в 1830 г., хотя прошение подала еще в 1826 г. Промедление было связано с тем, что с ней хотела ехать ее дочь от первого брака, но разрешение на это получено не было.

В 1830-1839 годах жила в мужем в Петровском заводе, а затем на поселении в д. Кузьминская недалеко от Иркутска. Воспитывали приемных детей.

В 1844 г. внезапно умирает муж, но Юшневской не разрешено вернуться, она остается в Сибири еще на 11 лет. Вернулась она на родину вдовой и до самой смерти жила под полицейским надзором.

Камилла Петровна Ивашева (1808-1839)

Ивашева (Ле Дантю) Камилла Петровна (17.06.1808 - 30.12.1839), жена (с 16.9.1831) В.П. Ивашева, прибывшая за ним в Петровский завод.
Француженка. Дочь гувернантки из семьи Ивашевых. Была тайно влюблена в будущего мужа, но смогла открыть чувства только после его осуждения. Сказала о своем увлечении матери; последняя, посовещавшись с матерью Ивашева и списавшись с самим Ивашевым, получила его согласие на брак.
Умерла во время родов дочери Елизаветы, умершей вместе с матерью).
Дети: Александр (8.4.1833 — 1834), похоронен в Петровском заводе, Мария (7.1.1835 — 28.4.1897), замужем за Константином Васильевичем Трубниковым, Петр (1837 — 29.1.1896), артиллерист, женат на Екатерине Александровне Лебедевой, Вера (р. 7.12.1838), замужем за Александром Александровичем Черкасовым.
Опекуном детей был Андрей Егорович Головинский, разрешено отправить детей к теткам — сестрам отца в Симбирск высочайшим повелением 7.4.1841, выехали вместе с бабушкой Марией Петровной Ле-Дантю (она приехала в Туринск 19.2.1839), воспитывались у тетки кн. Екатерины Петровны Хованской под фамилией Васильевых.
По манифесту об амнистии 26.8.1856 им была возвращена фамилия и дворянство.

http://www.belopolye.narod.ru/known_

http://900igr.net/fotografii/istorija/Dekabristy-zhjony/014-ROZEN-Anna-Vasilevna.htm

http://neuch.ru/referat/11785.html

http://www.hrono.info/biograf/bio_i/ivasheva_kp.html

http://www.rosimperija.info/post/731

 

 

Картина дня

наверх