На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕРЕГИНЯ

42 подписчика

Свежие комментарии

МИЛЫЕ БОГИНИ

На протяжении всех веков российские женщины сумели вопреки всем устоям и канонам реализовать себя.

Еще в XI веке Анна Всеволодовна - внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, дочь великого князя Всеволода, отличаясь своей просветительской деятельностью, оставила след в отечественной истории.

В 1089 году она возглавила русское посольство в Византию.

Кроме этого, Анна Всеволодовна, основав в Киеве Андреевский монастырь, организовала при нем первую школу для девочек.

В XII-XIV веках в период расцвета ремесленного производства труд женщин играл в городах большую роль. В таких ремеслах, как ткачество, плетение кружев, бахромный, чулочный промысел, изделия кошельков и т.д., преобладал женский труд.

В средние века во всех сословиях основным производителем был мужчина. Женщины были зависимы в обществе, государстве, семье и браке. Составляя большинство населения, женщины вынуждены были сами искать себе пропитание и заработок. Жены работали вместе с мужьями. Участие женщины в производительном труде наравне с мужчиной создавало ей равные с ним возможности. Однако полными правами ремесленница не пользовалась. После смерти мужа жена хотя и получала в наследство мастерскую и право мастера, но новых учеников брать не могла. Единственным выходом для продолжения дела мужа - это надо было выйти замуж за подмастерья.

При ремесленном производстве женский труд получил такое широкое распространение, что даже цеховые уставы занимались регулировкой женского труда. Характерно, что вплоть до XIV века почти повсеместно в ученичество принимались как юноши, так и девушки.

Вследствие того, что горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в веселых празднествах. Ремесленница находилась в более выгодном положении, чем ее современница-крестьянка или боярыня. Ремесленница участвовала в решении общественных вопросов.

Реформы Петра I дали толчок к развитию промышленного предпринимательства

Дочь Петра I, Елизавета Петровна, едва взойдя на престол, ускорила формирование купеческого сословия в России. В 1742 году в России были учреждены три купеческие гильдии.

Но подлинное развитие промышленного предпринимательства в России началось с правления Екатерины II, которая заявила, что хочет видеть империю в высшей степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия.

Екатерина II уничтожила государственную монополию в сфере торговли и промышленности; легализировала частную собственность на средства производства; переориентировала промышленность с удовлетворения военных заказов на народные потребления; расширила емкости внутреннего рынка.

Время правления Екатерины II по праву считается самым благоприятным для развития предпринимательства. Экономическое положение России в эти годы изменилось коренным образом. Уже с 1762 года были приняты первые указы о свободной торговле. Екатерине II удалось сделать то, чего не посмел сделать ее предшественник на российском троне: она до небывалых ранее масштабов расширила личные и индивидуальные права купечества, освободила его от "презрительной подушной " подати, предоставила купцам реальные "свободы" и "вольности" в их предпринимательских делах. Составленный императрицей "Наказ" содержит поистине мудрое суждение: "Торговля оттуда удаляется, где ей делаются притеснения, и водворяется там, где ее спокойство не нарушают".

Екатерина II волевым решением "сверху" довершила то, что давно уже созрело "внизу", - учредила третье сословие в России.

При Екатерине была основана Российская академия наук, общественные банки, созданы фабрики стальных изделий, литейни, кожевенные заводы, многочисленные мануфактуры. Число фабрик в России увеличилось более чем на две тысячи.

Во времена Екатерины II женщине было предоставлено право занимать место воспитательницы и учительницы в женских учебных заведениях. Однако контингент их был ограничен из-за отсутствия специальной подготовки.

Еще в 1765 году после смерти Михаила Ломоносова его супруга Елизавета Андреевна возглавила основанную им первую Российскую фабрику цветного стекла.

В 40-50 годах XIX века наступило время пробуждения общественного духа, которое не могло не отразиться на женщине. Шаг за шагом отходили в вечность узы крепостного права. Под влиянием освободительного движения, падения крепостного права изменились экономические условия жизни.

Похоронив мужа в 1840 году, Аврора Карловна Демидова приняла решение ехать на заводы в Нижний Тагил, а не доверяться отчетам управляющих. Кипы счетов и деловых бумаг не испугали ее. Она требовала каждодневного отчета о выходе готовой продукции, уменьшила количество обслуживающего персонала - первая из Демидовых! - заглянула в семьи мастеров и рабочих. Это был сознательный шаг человека, считавшего себя обязанным продолжить то, что всегда отличало могучую семью уральских миллионеров.

Аврора Карловна построила богадельню, родильный дом, несколько школ и детский приют. Она создала специальный фонд, деньги которого шли на материальную помощь пострадавшим от несчастных случаев и их семьям. Само ее появление было огромным событием, лучом, пробившимся сквозь завесу суровой, угрюмой жизни тысяч людей.

Мать известного коллекционера Павла Михайловича Третьякова, Александра Даниловна Третьякова, дочь купца Борисова, родившаяся в 1812 году, по купеческим меркам "имела образование". В юности брала уроки игры на фортепьяно и, уже будучи старушкой преклонных лет, играла внукам знаменитый полонез Огинского.

Кроме знаменитых Сергея и Павла Михайловичей, у Третьяковой было еще девять детей. Шестеро из них умерло от жестокой скарлатины. "Дочки ... получили прекрасное домашнее образование, знали великолепные языки, все литературы, имели самых известных в то время учителей".

Предпринимательство в России традиционно считалось занятием мужским, но не меньшего успеха в этом достигли и женщины. Одной из самых ярких и удачливых представительниц делового мира тех лет была Варвара Алексеевна Морозова, урожденная Хлудова, купеческая дочь. Незаурядная натура, овдовев, она взяла на себя управление Тверской мануфактурой хлопчатобумажных тканей и вполне с этим справлялась.

Ее невестка, М.К.Морозова, вспоминала: "Варвара Алексеевна была человеком широко образованным. Вместе с тем она была очень деловая и практическая, умела хорошо ориентироваться в коммерческих делах". Ее ценили и уважали в купеческой среде. Варвара Алексеевна послужила прообразом героини романа П.Д.Боборыкина "Китай-город" - Анны Серафимовны Станицыной.

Обаятельная женщина, она была "классическим типом прогрессивной московской благотворительницы", скромной в быту и щедрой на добро к людям. Известный драматург Владимир Немирович-Данченко говорил о ней: "Тип в своем роде замечательный. Красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами". Она воспитала пятерых детей, активно участвовала в общественной жизни.

Варвара Алексеевна среди современников считалась широко образованным человеком. Вместе с тем она была деловая и практическая, умела хорошо ориентироваться в коммерческих делах.

Одним из первых ее благотворительных начинаний было строительство в Москве на Девичьем поле психиатрической клиники. Со временем там вырос крупный учебный медицинский центр. При Тверской мануфактуре имелись больница, родильный дом, аптека, санаторий, приют для сирот, ясли, училище, школа рукоделия, библиотека.

В своем доме на Воздвиженке Варвара Алексеевна открыла литературный салон, который посещали известные писатели и поэты. Среди них - Александр Блок, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Владимир Соловьев. На средства Морозовой была построена и открыта в 1885 году едва ли не первая в России бесплатная Тургеневская библиотека-читальня, где устраивались интересные чтения.

В 1873 году Варвара Алексеевна открыла начальную школу, а в 1877 году основала при ней ремесленные классы для детей из беднейших семей. Окончившие ремесленное училище мальчики получали звание мастера по слесарному и столярному делу. В 1901 году Варвара Алексеевна передала училище городу.

Елизавета Григорьевна Мамонтова открыла школу, мастерскую резьбы по старинным рисункам, организовала гончарное производство, добилась широких заказов для крестьян в России и за границей.

В начале 1880-х годов Елена Николаевна Тихомирова открыла книжный магазин "Начальной школы". Она пересмотрела всю выходящую в России литературу, необходимую для библиотеки педагогов, к тому же магазин и сама выпустила несколько хороших детских книг. Позже Елена Николаевна приобрела старый известный журнал "Детское чтение". Вся деятельность супругов Тихомировых была направлена на издание и распространение образовательной литературы.

Помимо работы в учительской семинарии, Дмитрий Иванович открывает первую в России вечернюю воскресную школу для взрослых рабочих на фабрике Ф.С.Михайлова в Москве. Пока он издал только первую часть "Азбуки правописания", которая до 1900 года выдержит 19 изданий. Следующим трудом станет совместная с Еленой Николаевной работа над "Букварем", который до начала ХХ века будет переиздан 37 раз. До революции они вышли тиражом в 7000000 экземпляров. В любом уголке России с них начиналось знакомство с грамотой. Простота и доступность изложения, убедительность примеров и позволяли овладевать правописанием даже самоучкой, даже не добравшись до школы.

Современник вспоминает, что рабочие комнаты Тихомировых представляли собой настоящую "научную фабрику", где неустанно кипела работа: рукописи соседствовали с гранками, версткой, бесконечные поправки со специальных карточек переносились в новые тексты, и непосвященному казалось совершенно невозможным понять методику происходившего. Но главное, что поражало, - это увлеченность обоих супругов, которые напоминали дирижеров огромного оркестра.

Маргарита Кирилловна Морозова своей деятельностью поддерживала многие научные и культурные начинания в Москве. После смерти мужа, в 1903 году начала субсидировать возглавляемое князем Трубецким издательство "Путь", впоследствии она стала талантливым руководителем и владельцем издательства. Позже она занялась издательством журнала с этим же названием, финансировала "Вопросы философии и психологии", общественно-политическую газету "Московский еженедельник". Маргарита Кирилловна всю жизнь объединяла вокруг себя многих талантливых незаурядных людей. Она поддерживала материально Скрябина, давая возможность ему работать. Была назначена директором Музыкального общества. В 1910 году Морозова передала большую часть картин собрания мужа Третьяковской галерее. В 1918 году ее особняк был национализирован, а Маргарита Кирилловна бедствовала, продавая последнее.

В Санкт-Петербурге Софья Панина стала инициатором и организатором Народного дома, торжественное открытие которого состоялось 7 апреля 1903 года. В Народном доме был детский сад, детская библиотека, столярные и слесарные мастерские для мальчиков, "рукодельный класс" для девочек. Взрослые посетители Народного дома читали газеты, журналы, играли в шашки и шахматы. Часто устраивались выставки картин. Для взрослых работала вечерняя школа. Всего собиралось около тысячи учеников. Желающие занимались в литературном, научном, театральном кружках, издавали рукописный журнал, устраивали самодеятельные спектакли и литературные вечера.

Развитию старинных народных промыслов немало помогла княгиня Мария Клавдия Тенишева, которая вела разнообразную деятельность по ремеслам, живописи, создавала школы. Самым первым начинанием Марии Клавдиевны было создание и организация ремесленного училища для детей Брянского завода. После этого она открыла при заводе несколько школ, столовую, магазин. Вместе с Репиным организовала переходные курсы рисования для поступающих в Академию художеств.

Тенишевы в 1893 году приобрели имение Талашкино, которое стало делом их жизни, духовно-культурным центром России на рубеже веков. Они жертвовали всем - материальными средствами, временем, здоровьем.

Благодаря усилиям Марии Клавдиевны резьба по дереву и национальная вышивка вошла в обычай в имении княгини, где она обучала детей и взрослых мастерству, снабжала их заказами, помогала реализовать изделия. И деревенские мастерицы и умельцы из России поражали на международных выставках весь мир своим несравненным искусством. Промышленное крестьянское производство, организованное в Талашкине, заслужило диплом Парижской выставки.

Когда в 1894 году Тенишевы купили хутор Фленово, то сразу преобразовали школу в школьный городок: там был фруктовый сад с запрудой и многие мастерские. Мария Клавдиевна отдала все свои силы сельскохозяйственной школе, куда крестьяне Смоленской губернии стремились отдать своих детей. Лучшие учителя, богатейшая библиотека, использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволили школе готовить настоящих фермеров, которых требовала проводимая реформа Столыпина. Выпускники - фермеры могли заниматься самым разнообразным хозяйствованием - от промышленного коневодства до пчеловодства.

В Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий. Коллекционируя предметы русской старины, Тенишева открыла первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства "Скрыня" в Смоленске.

Особенно ярко женщины проявили себя в области просвещения и культуры. XIX век - это блестящие литературно-музыкальные салоны, журналы, литературная и общественная деятельность. Салоны З.Волконской, С.Пономаревой, С.Карамзиной формировали культуру, литературные, музыкальные художественные интересы не только высшего общества, но и среднего сословия. Иногда женщины проявлялись в необычной для себя сфере. Актриса Савина была организатором и председателем Российского театрального общества и основатель убежища для престарелых артистов.

Анна Григорьевна Достоевская, умная и энергичная женщина, взяла в свои руки все организационные вопросы мужа. Она тщательно вела учетные книги, переговоры с книгоиздателями и книгопродавцами, всецело посвятила себя издательской деятельности, став первой в России женщиной-издательницей.

Когда Софья Ковалевская в 1874 году вернулась в Россию, для поддержки материального положения ей пришлось вместе с мужем заниматься коммерцией и постройкой каменных домов.

Теософ Елена Блаватская для поддержания своей научной деятельности организовала процветающую лесопереработку и производство чернил.

Талантливая писательница и поэтесса Зинаида Гиппиус в 1927 году организовала и издала журнал "Новый корабль".

Н.Ламонова была первым всемирно известным модельером и создателем дома моделей. Организовала дело не только для самовыражения, но и для экономического обеспечения.

Мария Павловна Романова, дочь Великого князя Павла Александровича, обладала неукротимой энергией и интересом к жизни. После смерти отца и других родственников царской семьи, она открыла за границей ателье "Катмир". Через месяц изящные вышивки Великой княгини привлекли внимание Коко Шанель, которая сразу определила степень вкуса и мастерства русской рукодельницы. В Америке Мария Павловна несколько лет проработала консультантом в фирме модной одежды. Дополнительный доход приносили ей лекции, которые она читала, разъезжая по стране. Вскоре Мария Павловна приобрела новую страсть - фотографию, которая только начала входить в обиход, и внесла немалый вклад в развитие фотодела.

В середине XIX века вопросы о социальном положении женщины, ее неравноправного положения достигли необыкновенной остроты. М.Н.Вернадская на страницах "Экономического указателя" выступила с серией своих работ, посвященных положению женщин.

В 1858 году М.Н.Вернадская обращалась к женщинам: "Пока труд будет в презрении, вы будете всегда в подчиненном состоянии".

Все больше женщин стремились к самостоятельному труду, высшему и профессиональному образованию, участию в общественной деятельности. П.К. Кропоткин писал в своих воспоминаниях:"Девушки сдавали экзамен на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части города".

Писательница и переводчица А.Н.Энгельгардт - первая женщина-конторщица книжного магазина Н.А.Серно-Соловьевича, открытого в конце 1861 году в Петербурге на Невском. 

Современница А.Н.Энгельгардт Е.Жуковская оценивала ее работу как первую лепту, "положившую начало женскому общественному труду". В 1862 году вслед за А.Н.Энгельгардт Евгения Эдуардовна Толмачева тоже стала приказчицей в книжном магазине Н.А.Серно-Соловьевича в Петербурге.

Дочь профессора Казанского университета Эвермана, получив прекрасное для своего времени образование, она самостоятельно изучала многие науки. В 1861 году Толмачева выехала за границу. В Лондоне она посещала А.Герцена и Долгорукова.

Известная деятельница женского движения Х.Д.Алчевская широко была известна как хозяйка артельной швейной мастерской. В Киеве она открыла магазин по торговле чаем.

Книжный магазин Серно-Соловьевича стал своеобразным центром для передовых женщин, занятых проблемами трудоустройства. Особо тесную связь магазин поддерживал с Харьковским книжным магазином Елены Степановны БаллинойИздаваемые ей книги научного содержания, пользовались большим спросом у покупателей. Когда в июне 1862 года Е.Баллина открывала книжный магазин, то в своем объявлении она писала: "Мы надеемся, что... наша деятельность будет иметь заметное влияние на развитие народного образования в нашем крае". Ее книжный магазин существовал вплоть до 1866 года. Однако по распоряжению правительства он был закрыт и переименован в музыкальную лавку. В Киеве и в Херсоне сохранились филиалы магазина. Баллина своим примером в книгоиздательстве указала дорогу для многих женщин. Опыт Е.Баллиной и идея Серно-Соловьевича, заложенные в книготорговле, были подхвачены "Издательской артелью"Н.В.Стасовой и М.В.Трубниковой.

Мария Васильевна Трубникова родилась в 6 января 1835 года в Петровском заводе в семье известного декабриста Василия Петровича Ивашева и Камиллы Ле Дантю. С детства Мария отличалась выдающимся умом и способностями.

Она вместе с другими участницами женского движения работала в воскресных школах. В школе при 2-ой мужской гимназии в Петербурге она вместе с сестрой В.В.Ивашевой, М.А.Менжинская-Шакеевой и другими образовала учительский кружок.

Летом в 1859 года по инициативе женского кружка М.В.Трубниковой, в который входили Н.В.Стасова, А.П.Философова, Н.А.Белозерская, В.Н.Тарновская, А.Н.Энгельгардт и другие молодые женщины, было создано Общество дешевых квартир для малоимущих жителей Санкт-ПетербургаПри Обществе были созданы различные мастерские, общая кухня, детский сад. Через год в общине было уже 300 членов.

По инициативе кружка было образовано Товарищество для создания книг, названного "Артелью переводчиц", которое занималось изданием переводных и оригинальных книг, учебных и детских и должно было способствовать умственному развитию детей и распространению знаний по истории и естественным наукам.

После I съезда естествоиспытателей в 1867 году к Марии Васильевне Трубниковой с вопросом о высшем женском образовании обратилась Е.И.Конради. Вследствие чего в 1868 году по инициативе кружка было собрано 400 женских подписей под обращением к министру Народного Просвещения Д.А.Толстому о разрешении женщинам слушать университетские лекции. М.Трубниковой удалось склонить на свою сторону ряд выдающихся профессоров Петербургского университета - Д.И.Менделеева, Бекетова, Герда для поддержки женских начинаний в организации чтения курса публичных лекций, которые стали зародышем Бестужевских женских курсов.

Демократические убеждения Трубниковой определили характер деятельности "Издательской артели". Из числа женщин, входящих в кружок Трубниковой, сложилось ядро деятельниц, сыгравших выдающуюся роль в организации женского движения, женского трудоустройства и образования в России.

В 1871 году Ю.Ф.Гамбургер, А.П.Филосовой и Н.В.Стасовой удалось отвоевать на торгах в военном министерстве огромный подряд на 100 тысяч штук военной амуниции. При этом Ю.Ф. Гамбургер внесла в залог собственные акции. Заказ был выполнен за три года и позволил обеспечить работой 500 женщин.

Анна Павловна Философова родилась 5 августа 1837 года в Петербурге в богатой дворянской семье Дягилевых. Получила прекрасное домашнее образование. В конце 50-х годов примкнула к кружку Трубниковой и горячо проникнулась его гуманными идеями. Она хлопотала об устройстве и поддержании "Общества дешевых квартир" для трудящихся женщин.

Анна Павловна обладала большими организаторскими способностями, умела получить разрешение, достать средства, пригласить деятельниц. Венцом общественной деятельности и неустанных трудов Анны Павловны считается учреждение Высших женских Медицинских курсов в 1872 году.

По инициативе А.П.Философовой в 1898 году было основано первое общежитие для одиннадцати работающих одиннадцати женщин, а в 1899 году открыто общежитие, для образованных женщин временно попавших в тяжкое положение и где можно было за минимальную плату жить и питаться.

В 1899 году при обществе образовался кружок "На помощь пострадавшим от наводнения" в 1904 году - кружок "На помощь жертвам войны".

С 1859 года Анна Павловна возглавляла ряд благотворительных обществ. Участвовала в международном женском движении, с 1899 года была вице-президентом Международного совета женщин. Во время революции 1905-1907 годов примыкала к кадетам, выступала против участия женщин в революционном движении.

Чтобы навсегда связать с обществом "Женского благотворительного общества" имя Надежды Васильевны Стасовой, Анна Павловна Философова на свои средства устроила библиотеку имени Н.В.Стасовой. Заведующей которой она оставалась почти до самой смерти.

Крупнейшая заслуга Надежды Васильевны Стасовой - участие в создании в 1878 году Высших женских курсов (Бестужевских). На протяжении многих лет Надежда Васильевна безвозмездно вела эти курсы в качестве директрисы-распорядительницы.

Разнообразна была деятельность женщин тех лет. Они открывали детские сады и литографии, организовывали благотворительные общества для сбора средств в помощь бедным женщинам и детям-сиротам или для отправки в учебные заведения дочерей несостоятельных родителей. Женщины принимали участие во всех благотворительных мероприятиях, проводимых с общественной целью

Женщины старались работать везде, где только могли быть полезны народу.

.

Картина дня

наверх